arcticle__img

Симптомы дизартрии у детей

Логопедическими центрами «Детская академия речи» накоплен значительный положительный опыт в сфере коррекции речевых нарушений у детей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений устной речи у ребёнка является дизартрия – неправильное произношение звуков в результате органического поражения центральной нервной системы в перинатальный или неонатальный период. Вместе со специалистами Детской академии речи в этой статье мы разберемся в ключевых симптомах дизартрии.

Важно понимать, что при дизартрии страдает именно «техника» речи, а не её смысловая нагрузка. Ребенок в состоянии излагать мысли, но окружающие люди его не понимают, как правило из-за нарушений артикуляции вследствие патологий речевой мускулатуры.

Степень выраженности дизартрических расстройств

Выделяют 3 степени выраженности дизартрических расстройств.

Стертая дизартрия:

  • легкая степень
  • речь понятна
  • нарушение произношения отдельных звуков
  • ритм и темп речи близки к норме
  • отсутствуют явные расстройства речевого дыхания и голоса

Дизартрия:

  • средняя степень
  • нечленораздельная, малопонятная речь
  • «каша во рту»
  • 5 форм дизартрии по причинам возникновения:
    • бульбарная
    • псевдобульбарная
    • мозжечковая
    • корковая
    • экстрапирамидная

Анартрия:

  • тяжелая степень
  • отсутствие членораздельной речи
  • речь напоминает мычание
  • речь непонятна даже близким ребенка

Формы дизартрии

Симптомы дизартрии различаются в зависимости от формы ее проявления. В соответствии с синдромологическим подходом и принципом локализации в неврологии выделяют пять форм дизартрии, отличающихся по причинам возникновения и признакам, по которым можно обнаружить патологию.

Бульбарная - Поражение ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, подъязычного, блуждающего), а также лицевого, тройничного (в продолговатом мозге).

Псевдобульбарная - Поражение корково-ядерных проводящих путей.

Экстрапирамидная / подкорковая - Поражение подкорковых ядер головного мозга.

Мозжечковая - Поражение мозжечка и его проводящих путей.

Корковая - Очаговые поражения коры головного мозга.

Симптоматика дизартрии

Дизартрию идентифицируют по речевым и неречевым симптомам (признакам).

Речевые симптомы:

  • Нарушение голосообразования;
  • Нарушение звукопроизношения;
  • Нарушение ритмико-интонационных средств речи (тембр, темп, сила голоса, ритм, модуляция, логическое ударение, интонация, речевое дыхание, эмоциональная окраска, плотность голоса, дикция и общая мелодика речи);
  • Нарушение восприятия звуков и их различения;
  • Нарушение грамматического строя речи;
  • Бедный словарный запас.

Неречевые симптомы:

  • Нарушение сосания у детей младенческого возраста;
  • Нарушения жевания и глотания мягкой, твердой пищи;
  • Гиперсаливация (повышенное слюноотделение);
  • Паралич и парезы речевых мышц, мышц туловища и конечностей;
  • Нарушение познавательной деятельности;
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  • Вторичные психические наслоения.

Речевые симптомы

Рассмотрим речевые симптомы в зависимости от форм дизартрии.

Бульбарная дизартрия

  • амимия (ослабленная мимика или ее полное отсутствие);
  • достаточно упрощенная артикуляция звуков;
  • все согласные звуки сводятся к одному щелевому звуку;
  • свойственна назализация тембра голоса (звуки произносятся при опущенной губе таким образом, что воздух выходит через нос при произнесении звука ртом);
  • дисфония (хрипота, гнусавость, слабость и осиплость голоса) или афония (отсутствие голоса, шепот);
  • снижение силы голоса, глухость произношения;
  • звуки не различаются между собой, невнятность речи (родители не всегда понимают речь своего ребенка);
  • артикуляционные нарушения языка и губ (как следствие – расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания);
  • низкая подвижность голосовых связок.

Псевдобульбарная дизартрия

  • спастический паралич и мышечный гипертонус;
  • нарушения в движении языка (сложности при поднятии кончика языка вверх, отведении его в стороны, удержании в конкретном положении);
  • трудности в переключении артикуляционных поз;
  • синкинезии (непроизвольное сопровождающее движение мышц в одной части тела при совершении движений в другой, например, взмах руки во время подъема ноги при ходьбе, беге);
  • обильное слюнотечение, усиленный глоточный рефлекс, поперхивание;
  • смазанная с носовым оттенком речь;
  • серьезно нарушено произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков.

Подкорковая дизартрия

  • гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения мимических и артикуляционных мышц);
  • тембр и сила голоса нарушены;
  • непроизвольные и неконтролируемые гортанные выкрики;
  • нарушения темпа речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания).

Следует обратить внимание, что подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формами.

Мозжечковая дизартрия

  • тремор языка;
  • толчкообразная и скандированная речь, сопровождающаяся отдельными выкриками;
  • замедленная и невнятная речь;
  • произношение переднеязычных и губных звуков нарушается в наибольшей степени.

Помимо речевых симптомов при мозжечковой дизартрии движения становятся неловкими, походка – шаткой, нарушается равновесие.

Корковая дизартрия

  • симптомы моторный афазии;
  • нарушения произвольной артикуляционной моторики;
  • отсутствие расстройств речевого дыхания, голоса, просодики.

Лечение дизартрии может включать в себя как неврологическое сопровождение с медикаментозной терапией, так и логопедические методы развития речи. Как правило, при стертой и средней степенях дизартрии в качестве лечения применяют именно занятия с логопедом.

Неречевые симптомы

Многие родители не обращают внимание на то, что процесс овладения речи у ребёнка при дизартрии может быть осложнен наличием неречевых симптомов.

  1. Нарушение сосания у детей младенческого возраста.
  2. Нарушения жевания и глотания мягкой, твердой пищи.
  3. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
  4. Парезы и параличи речевых мышц, мышц туловища и конечностей. Понятно, что парезы речевой мускулатуры мешают ребенку нормально произносить звуки. В добавок к этому при парезах мышц туловища и конечностей передвижение детей сильно или полностью ограничивается, что неминуемо приводит к нарушению своего зрительно-пространственного представления.
  5. Нарушение познавательной деятельности. В связи с двигательными ограничениями ребенок не познает в полной мере окружающий мир, а значит он не может получить информацию, например, о формах, размерах (большой, маленький), поверхностях (шероховатая, гладкая), температуре (холодно, тепло) и пр. Если ребенок не может получить представление о пространственных, фактурных и других различных характеристиках предметов, то соответственно ему сложно будет описывать их словами. Следует отметить, что парезы глазодвигательных мышц также приводят к существенной задержке развития познавательной деятельности. В этом случае ребенку достаточно трудно остановить взгляд на предмете и следить за его перемещением. Как правило, это ведет к дальнейшим специфическим нарушениям письма, чтения, рисования, усложняет усвоение такие предметов, как геометрия, география, черчение и т.д.
  6. Эмоционально-волевые расстройства зависят от места локализации и времени поражения головного мозга. Чаще всего симптомы выглядят следующим образом: повышенная эмоциональная возбудимость и истощаемость нервной системы, тревожность и усиленные вегетативные реакции.
  7. Вторичные психические наслоения. Как правило вторичные психические наслоения вызваны усиленными переживаниями ребенка в связи с его неполноценностью.

Опыт работы специализированных логопедических центров «Детская академия речи» (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Магнитогорск) свидетельствует о том, что для эффективного лечения дизартрии необходима своевременно начатая систематическая работа детского невролога, логопеда-дефектолога, дополненная курсом логопедического массажа (при отсутствии противопоказаний) и усиленная коррекционными занятиями с нейропсихологом с применением современных аппаратных средств мозжечковой стимуляции и физиопроцедур (лазеротерапия, СМТ-терапия, амплипультерапия). С программами занятий по коррекции речевых нарушений при дизартрии можно познакомиться здесь. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (499) 290-21-14 (г.Москва).

Читайте также: о центрах «Детская академия речи», ребенок мало говорит. Когда пора к логопеду?